Добро пожаловать!

Холманская Анна Николаевна

Воспитатель высшей квалификационной категории

«Не надо воспитывать - надо жить и показывать пример.»

(В.А. Сухомлинский)



Консультация «Мама слово золотое - роль матери в воспитании дошкольника»

Консультация для родителей

«Роль матери в воспитании детей»


Влияние матери задолго до рождения ребенка на его дальнейшее

развитие известно с древнейших времен у разных народов. Важны

взаимоотношения в семье в это время, отношение к зачатию (зародившейся

жизни), к отцу ребенка, к самой беременности.

Специалисты в области детского развития считают, что первичные

отношений с одним человеком — обычно с матерью — являются

идеальными для полноценного развития ребенка. Такие отношения

отличаются чуткостью, играми и интерактивным диалогом. У матери и

ребенка появляется «привязанность», подразумевающая отношения,

характеризующиеся сильной взаимозависимостью, интенсивными

обоюдными чувствами и жизненно важными эмоциональными связями.

Ребенок отвечает на истинную любовь и заботу матери ответной любовью.

При этом дети, которых любят, лучше развиваются.

Нарушения эмоциональных связей могут быть вызваны плохим

обращением с ребенком. Если ребенок с младенческих лет подвергается

жестокому обращению, то он лишается тех воспитательных отношений, на

которые рассчитывает, что может оказать разрушительное воздействие на

всю его жизнь. Исследования показали, что у начавших ходить детей,

подвергающихся физическому насилию и не развивающих надежных

привязанностей, возникают искажения и задержки в развитии чувства «Я» и

овладении языком, процессах, идущих согласованно.

Согласно А. Адлеру, в идеале мать проявляет истинную любовь к

своему ребенку — любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не на

собственном материнском тщеславии. Эта здоровая любовь проистекает из

настоящей заботы о людях и дает возможность матери воспитывать у своего

ребенка социальный интерес. Ее нежность к мужу, к другим детям и людям в

целом служит ролевой моделью для ребенка, который усваивает благодаря

этому образцу широкого социального интереса, что в мире существуют и

другие значимые люди, а не только члены семьи. Если же она предпочитает

исключительно своего мужа, избегает детей и общества, ее дети будут

чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные

возможности проявления их социального интереса останутся

нереализованными. Любое поведение, укрепляющее в детях чувство, что ими

пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и

неспособности к сотрудничеству. Социальный интерес Адлер рассматривал

как барометр психического здоровья личности, а его неразвитость считал

причиной неврозов.

Наконец, согласно А. Адлеру, огромное влияние на развитие у ребенка

социального чувства (по существу на социализацию детей) оказывают

отношения между матерью и отцом. Так, в случае несчастливого брака у

детей мало шансов для развития социального интереса. Если жена не

оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдает

исключительно детям, они страдают, потому что чрезмерная опека гасит

социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют

уважение к обоим родителям. Если между мужем и женой разлад, дети

начинают объединяться с одним из родителей против другого. В этой игре, в

конце концов, проигрывают дети: они неизбежно много теряют, когда их

родители демонстрируют отсутствие взаимной любви.