Консультация для родителей
«Роль матери в воспитании детей»
Влияние матери задолго до рождения ребенка на его дальнейшее
развитие известно с древнейших времен у разных народов. Важны
взаимоотношения в семье в это время, отношение к зачатию (зародившейся
жизни), к отцу ребенка, к самой беременности.
Специалисты в области детского развития считают, что первичные
отношений с одним человеком — обычно с матерью — являются
идеальными для полноценного развития ребенка. Такие отношения
отличаются чуткостью, играми и интерактивным диалогом. У матери и
ребенка появляется «привязанность», подразумевающая отношения,
характеризующиеся сильной взаимозависимостью, интенсивными
обоюдными чувствами и жизненно важными эмоциональными связями.
Ребенок отвечает на истинную любовь и заботу матери ответной любовью.
При этом дети, которых любят, лучше развиваются.
Нарушения эмоциональных связей могут быть вызваны плохим
обращением с ребенком. Если ребенок с младенческих лет подвергается
жестокому обращению, то он лишается тех воспитательных отношений, на
которые рассчитывает, что может оказать разрушительное воздействие на
всю его жизнь. Исследования показали, что у начавших ходить детей,
подвергающихся физическому насилию и не развивающих надежных
привязанностей, возникают искажения и задержки в развитии чувства «Я» и
овладении языком, процессах, идущих согласованно.
Согласно А. Адлеру, в идеале мать проявляет истинную любовь к
своему ребенку — любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не на
собственном материнском тщеславии. Эта здоровая любовь проистекает из
настоящей заботы о людях и дает возможность матери воспитывать у своего
ребенка социальный интерес. Ее нежность к мужу, к другим детям и людям в
целом служит ролевой моделью для ребенка, который усваивает благодаря
этому образцу широкого социального интереса, что в мире существуют и
другие значимые люди, а не только члены семьи. Если же она предпочитает
исключительно своего мужа, избегает детей и общества, ее дети будут
чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные
возможности проявления их социального интереса останутся
нереализованными. Любое поведение, укрепляющее в детях чувство, что ими
пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и
неспособности к сотрудничеству. Социальный интерес Адлер рассматривал
как барометр психического здоровья личности, а его неразвитость считал
причиной неврозов.
Наконец, согласно А. Адлеру, огромное влияние на развитие у ребенка
социального чувства (по существу на социализацию детей) оказывают
отношения между матерью и отцом. Так, в случае несчастливого брака у
детей мало шансов для развития социального интереса. Если жена не
оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдает
исключительно детям, они страдают, потому что чрезмерная опека гасит
социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют
уважение к обоим родителям. Если между мужем и женой разлад, дети
начинают объединяться с одним из родителей против другого. В этой игре, в
конце концов, проигрывают дети: они неизбежно много теряют, когда их
родители демонстрируют отсутствие взаимной любви.